[ cодержание ]

Терминологии

[ жанровая ]

[

(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
жанр

автобиография
анекдот
баллада
басня
биография
биография художественная (в новом окне)
блазон
венок сонетов
водевиль
детектив
дневник
идиллия
комедия
комментарий
легенда
лимерики
мадригал
мистерия
новелла
ода
однословие
очерк
памфлет
панегирик
повесть
полифонический роман
послание
поэма
предание
притча
роман
силуэт
цикл лирический
Жанр
Жанр - это культурный костяк, скелет произведения, который внутри него индивидуализируется, подвергаясь трансформациям. Художественное высказывание актуализирует жанровую модель, даёт импульс трансформациям и рождает произведение.

Источник - Саморукова И.В. Художественное высказывание как литературоведческая категория. Постановка проблемы // Научные доклады и лекции Самарского Государственного Университета. Самара, 2000.
Точность цитирования - дословно



Автобиография
АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. autos - сам, bios - жизнь и grapho - пишу) - описание автором своей собственной жизни, художественное жизнеописание. От мемуаров или дневника отличается наличием элементов вымысла и обобщения. Отражает собственное суждение автора о самом себе (художественная разновидность словесного портрета), о своем месте в обществе, в мире; выражает творческие принципы писателя. Может приближаться к объективной оценке или быть подчеркнуто субъективной, возвышать свое "Я" или разоблачать его. Возможно представление самого себя в различных обличьях, ролях и масках.
А. может отражать преимущественно личные качества и свойства автора или тяготеть к обобщению в лице автора особенностей его поколения, этнической или социальной среды. Если в художественном произведении автор использовал события своей личной жизни в качестве исходного материала, но переработал их определенным образом, такое произведение называется автобиографическим.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

Анекдот

АНЕКДОТ (от греч. anekdotos - неизданный),
1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии.
2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Баллада

БАЛЛАДА (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

Басня

БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

Биография

БИОГРАФИЯ (от био... и 'графия'),
1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия 'Жизнь замечательных людей') выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром (ср. Автобиография).
2) Жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Блазон

Блазон - жанр французской поэзии 16 века, представляющий собой хвалебное детализованное описание человека или предмета.

Источник - Риффатерр Майкл Формальный анализ и история литературы
Точность цитирования - дословно

Венок сонетов

Поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

Источник - Терминологический словарь критика
Точность цитирования - дословно

Водевиль

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville, от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры),
1) вид 'комедии положений' с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля - 1820 - 40-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра - Э. Скриб, Э. М. Лабиш.
2) Заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Детектив

Детектив - жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники Д. - Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХ в. получил такое распространение? По-видимому, главный элемент Д. как жанра заключается в наличии в нем главного героя - сыщика-детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, таким образом, поиск истины.
В истории Д. можно выделить три разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. - его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим местом был кабинет сыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе с сыщиком оказываются в ограниченном пространстве (в поезде - "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смерть под парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежным заносом, - "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогда задача сыщика упрощается - он выбирает преступника из конечного числа индивидов.
Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью Д. был американский "жесткий" Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д. может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума.
В третьем (и последнем) типе классического Д. - французском - господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту. Классический автор французского экзистенциального Д. - Себастиан Жапризо, а один из лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Герой экзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила - в его душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой.
В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм дал свои образцы Д. - пародийного, разумеется, и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), и экзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), и прагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича).
В современной массовой литературе и кино первое место у Д. отнял триллер.

Источник - Руднев В. Словарь культуры ХХ века
Точность цитирования - почти дословно

Дневник

В конце ХХ века актуализировался абсолютно новый литературный жанр. Дневник. Этот жанр родился от брака частной жизни и исповеди. Дневники писали всегда, только назывались они подчас "Записки такого-то", а в двадцатом веке стали писать дневники для публикации, таким образом, ставя под сомнение тайну исповеди и собственную искренность.

Источник - "Взаимопроникновение литературы и реальности в ХХ веке"
Точность цитирования - дословно

Идиллия

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Комедия

КОМЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ('Комедия ошибок' У. Шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ('Тартюф' Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические ('Резизор' Н. В. Гоголя), юмористические ('Турандот' К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Комментарий

КОММЕНТАРИЙ - смещение внутреннего интереса с изготовления 'предмета' - романа, картины, стихотворения - на рефлексию, на создание сферы дискурса вокруг него, на интерес по выявлению его контекста. Уверенность, что 'комментирование' намного глубже, интереснее, 'креативнее' самого объекта комментирования.

Источник - (И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.) по Словарю терминов московской концептуальной школы
Точность цитирования - дословно

Легенда

>>> ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть),
1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре - вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о 'золотом веке'); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
2) В обиходном значении - что-то невероятное, выдумка.
Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно
 
>>> Легенда - устный рассказ, в основе к-рого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастич. образ или представление, воспринимаемое как достоверное.

Источник - Башкирская энциклопедия URL: http://www.uic.bashedu.ru/encikl/pppp/predan.htm
Точность цитирования - дословно

Лимерики

Лимерики - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.

Источник - Энциклопедия поэзии на СТИХИ.РУ
Точность цитирования - дословно

Мадригал

МАДРИГАЛ (франц. madrigal),
1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.
2) С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Мистерия
МИСТЕРИЯ, жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Новелла
НОВЕЛЛА (итал. novella), малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики ('Пиковая дама' А. С. Пушкина, 'Легкое дыхание' И. А. Бунина).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Ода
ОДА (от греч. ode - песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин ). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Однословие

ОднослОвие - наикратчайший жанр словесности, искусство одного слова, заключающего в себе новую идею или картину. При этом слово выступает как целое произведение, в котором есть своя тема, идея, образ автора и перекличка с другими текстами. Если жанр афоризма соответствует предложению как языковой единице, то жанр однословия соответствует минимальной единице языка - слову (лексеме). Однословие как авторское произведение отличается от неологизма как элемента языковой лексики, имеющего функционально-прикладное, техническое, терминологическое значение. Слово предстает как законченное произведение, как самостоятельный результат словотворчества. Подчеркиваю: слово не как единица языка и предмет языкознания, а именно как литературный жанр, в котором есть своя художественная пластика, идея, образ, игра, а подчас и коллизия, и сюжет.
Король русских однословий - Велимир Хлебников, сочинивший около 14 тысяч новых слов. А в английской литературе непревзойденными мастерами однословий были Льюис Кэрролл и Джеймс Джойс.

Источник - Михаил Эпштейн Слово как произведение: о жанре однословия//'Новый Мир' 2000, ?9
Точность цитирования - почти дословно (дефиниция откорректирована самим автором позднее)

Очерк
ОЧЕРК,
1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Памфлет
ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Панегирик
ПАНЕГИРИК (от греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь),
1) литературный жанр: хвалебная речь (античность - 18 в.).
2) Всякое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. С 19 в. - неоправданное восхваление.

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Повесть

ПОВЕСТЬ - широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин "повесть", так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь... --->

Больше о "повести" читай здесь
Источник - Литературная энциклопедия
Точность цитирования - дословно

Полифонический роман

Полифония (древнегр. poliрhonia - многоголосие) - музыкальный термин, обозначающий великий музыкальный стиль, господствовавший в Европе до середины ХVIII в. (до великого классицизма). В полифонии в отличие от гармонии нет деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса равноправно ведут свои партии, от наложения которых образуется полифонический стиль - стиль мотетов, фуг и полифонических фантазий.
М. М. Бахтин применил термин П. р. прежде всего к творчеству Достоевского в книге "Проблемы творчества Достоевского".
Под П. р. Бахтин понимал тот факт, что в отличие от других писателей Достоевский в своих главных произведениях ведет все голоса персонажей как самостоятельные партии. Здесь нет "мелодии и аккомпанемента" и, конечно, нет никакой "гармонии". Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, по Бахтину, суть поэтики Достоевского. Его герой, пишет Бахтин, "более всего думает о том, что о нем думают и могут думать другие, он стремится забежать вперед чужому сознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения на него. При всех существенных моментах своих признаний он старается предвосхитить возможное определение и оценку его другим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательно сформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая свою речь воображаемыми чужими репликами".
При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей.
Другая особенность поэтики П. р. - герои, обрастая чужими голосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин, двойниками Ставрогина - Кириллов и Шатов.
Наконец, Бахтин противопоставляет П. р. Достоевского монологическому роману Л. Н. Толстого, где автор является полновластным хозяином своих персонажей, а они - его марионетками.

Источник - Руднев В. Словарь культуры ХХ века
Точность цитирования - почти дословно

Послание
ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, 'Наука поэзии') до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее - единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания - характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Поэма

Поэма - (греч. poiema)
1) Поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А.С.Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор участник или вдохновенный комментатор события (В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма ("Поэма без Героя" А.А.Ахматовой).
2) В музыке небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Источник - Энциклопедия поэзии на СТИХИ.РУ
Точность цитирования - дословно

Предание
>>> Предание - устный эпич. рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого. Возникнув из рассказов очевидцев, П. удаляется от фактич. первоосновы, подвергаясь вольной поэтич. интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой.

По тематике различают П. ист. и топонимич. (о происхождении природных объектов: гор, скал, утесов, пещер, впадин, рек, озер, болот и т.д.; веществ. пам.: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их названий). Нередко топонимич. и ист. П. переходят друг в друга, органично сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно.

Источник - Башкирская энциклопедия URL: http://www.uic.bashedu.ru/encikl/pppp/predan.htm
Точность цитирования - дословно

>>> Предания в народе называют 'былями' и 'бывальщинами'. Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Этот вид произведений устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так как в преданиях рассказывается об очень далеком прошлом, о времени, от которого, как правили, не сохранилось других свидетельств. То, о чем говорится в преданиях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее.
Предания - эпический, то есть повествовательный, сюжетный жанр. Но сюжет в них обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке, а строится на одном эпизоде, ярком и необычайном. Необычное - предмет повествования и в сказке, но там оно - результат вымысла, тогда как в предании речь идет о необычном в жизни, что придает рассказу удивительный, поразительный характер.
Предание хотя и имеет 'свободную форму', при которой отсутствует определенная модель построения произведения, не лишено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства.

Источник - Предания URL: http://starteen.unets.ru/web/web/folklor/predd.htm
Точность цитирования - дословно

Притча
ПРИТЧА, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ('премудрость'). Близка к басне; в своих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Точность цитирования - дословно

Роман

"Говорящий человек и его слово" таково возможное, если не исчерпывающее определение романа. /.../
Как любой речевой акт и словесный продукт, роман не меньше, чем о себе самом, говорит о лежащем вне его: философии, политике, социальной проблематике, в общем, о жизни. Связь осуществляется в форме цитирования, иногда обмена, а главное конкуренции. В своем собственном слове роман не просто отражает другие слова, сказанные о мире; скорее он их переобозначивает и перетасовывает, он задает им вопросы, оспаривает или заставляет работать на себя. /.../
Вероятно, в большей мере, чем прочие жанры, роман есть голос о мире и голос самого мира, даже там, где он выдает слова за свои собственные. /.../
Любой роман, не исключая и так называемого диалогического, не просто сталкивает мнения, не просто служит рынком идей; роман это прежде всего стремление к связности, механизм сочленений, переплетений, письма. Иначе говоря, осуществление определенной этики не через посредство, а одновременно с эстетикой.

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, ?14, 1996.
Точность цитирования - дословно

Силуэт
Жанр силуэта возник в русской литературной критике импрессионистского направления. Классическим образцом жанра стали 'Силуэты русских писателей' Ю.Айхенвальда. Центром критического анализа в силуэте является писатель, его внутренняя, духовная жизнь.
Свой метод Ю.Айхенвальд определил как 'имманентный', то есть такой, 'когда исследователь художественному творению органически сопричащается и всегда держится внутри, а не вне его'[10]. Исходным положением для критика служило представление об иррациональной природе таланта, в принципе не поддающегося логическому анализу.
Силуэт более эскизен, чем литературный портрет, менее самостоятелен по назначению. Главным средством воплощения художественной идеи автора является язык. Основной элемент повествования в силуэте - обобщенная характеристика, текст изобилует эпитетами, часто используются существительные и прилагательные без глаголов, ибо важно лишь указание на образ. Подобный стиль можно назвать импрессионистическим.

Источник - Яркова А.В. И.С.ТУРГЕНЕВ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Б.К.ЗАЙЦЕВА (Авторефреат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук) - Санкт-Петербург, 1999.
Точность цитирования - дословно

Цикл лирический
>>>
Лирическим циклом мы называем объединённое общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, реализующих разноуровневые межтекстовые связи, благодаря которым порождаются новые смысловые комплексы, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного текста.

Поэтический текст актуализирует те поэтические смыслы, которые конструируют и обуславливают смысл целого, т.е. лирического цикла, редуцируя те из них, которые для смысла целого не актуальны.

Источник - Акопян Л.Г. Лирический цикл как тип текста // Семантические и коммуникативные категории текста: (Типология и функционирование). - Ереван, 1990
Точность цитирования - дословно

>>> Лирический цикл, сосуществуя с лирической поэмой и порой с ней сближаясь, не уподобляется ей, а знаменует собой качественно новую форму особого типа. Цикл характеризуется более распространённой и сложной - по сравнению с поэмой - системой развития определённых идей, символов, скреплённых меньшим числом интегрирующих признаков - чаще всего лишь единством лирического героя. Переход от поэмы к лирическому циклу рассматривается З.Г. Минц как движение от "романной" к "мифоподобной" эпичности; цикл становится функциональным заместителем поэмы.

Источник - Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов. Автореферат. - Тарту, 1988.
Точность цитирования - дословно

 



 

 

 

[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru