|
||
|
[
эпштейн михаил ]
|
МетареалИзм (metarealism) - художественно-интеллектуальное течение 1970-хп1990-х гг. в России, представленное поэзией и эссеистикой Виктора Кривулина, Ольги Седаковой, Алексея Парщикова, Ивана Жданова, Александра Еременко, Елены Шварц, Аркадия Драгомощенко, Ильи Кутика, Владимира Аристова, и др. В философском плане метареализм - это мета-физический реализм, т. е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом плане это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаморфозе. То, что в искусстве обычно называют "реализмом", - это реализм всего лишь одной из реальностей, социально-эмпирической. Метареализм - реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано я и горний ангелов полёт. Метареальный образ,метаморфоза, метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства. Метареальный образ не просто отражает одну из этих реальностей (зеркальный реализм), не просто сравнивает, уподобляет (метафоризм), не просто отсылает от одной к другой посредством намёков, иносказаний (символизм), но раскрывает их подлинную сопричастность, взаимопревращение я достоверность и неминуемость чуда. "...Я знаю кое-что о чудесах: они как часовые на часах" (О. Седакова). Чудеса блюдут законы иной реальности внутри этой, образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в её снах и пробуждениях, в её выпадающих и связующих звеньях. Приставка "мета" прибавляет к "реализму" то, что сам он вычитает из всеобъемлющей Реальности. Источник - М. Эпштейн. Рассылка "Дар Слова" ?122(175) на Subscribe.ru
Точность цитирования - дословноОднослОвие - наикратчайший жанр словесности, искусство одного слова, заключающего в себе новую идею или картину. При этом слово выступает как целое произведение, в котором есть своя тема, идея, образ автора и перекличка с другими текстами. Если жанр афоризма соответствует предложению как языковой единице, то жанр однословия соответствует минимальной единице языка - слову (лексеме). Однословие как авторское произведение отличается от неологизма как элемента языковой лексики, имеющего функционально-прикладное, техническое, терминологическое значение. Слово предстает как законченное произведение, как самостоятельный результат словотворчества. Подчеркиваю: слово не как единица языка и предмет языкознания, а именно как литературный жанр, в котором есть своя художественная пластика, идея, образ, игра, а подчас и коллизия, и сюжет. Король русских однословий - Велимир Хлебников, сочинивший около 14 тысяч новых слов. А в английской литературе непревзойденными мастерами однословий были Льюис Кэрролл и Джеймс Джойс.
Источник - Михаил Эпштейн Слово как произведение: о жанре однословия//'Новый Мир' 2000, ?9
Точность цитирования - почти дословно (дефиниция откорректирована самим автором позднее)
Михаил Эпштейн в Библиотеке Словаря:
Эпштейн Михаил Жуткое и странное: О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского (www.russ.ru) doc (69K) html
Эпштейн Михаил Слово как произведение: о жанре однословия (magazines.russ.ru) doc (117К) html
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]