|
||
|
>>> Текст - печатный, написанный или устный = записанный - не равняется всему произведению в его целом (или "эстетическому объекту"). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения).
Источник - М.М. Бахтин К методологии гуманитарных наук // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Точность цитирования - дословно
>>> Литературное произведение в своей полноте событийно именно потому, что оно представляет собою каждый раз снова и снова осуществляемое событие создания созерцания-понимания художественной целостности. Это не готовый, раз и навсегда воплощенный и доступный для потребления смысл раз навсегда созданного целого. Это единство, разделение и общение друг с другом разных жизненных целых и рождающаяся в этом общении энергия поисков смысла. Произведение - это "орган" и "поле" смыслообразования, и заключенный в его границах смыслосозидательный процесс проявляет себя в снова и снова возобновляемых попытках выразить, интерпретировать этот образующийся смысл.
Источник - М.М. Гиршман. Cпецифика художественной литературы и событийность произведения // Литературный текст: проблемы и методы исследования. VI. Аспекты теоретической поэтики. - М. - Тверь, 2000.
Точность цитирования - дословно
>>> Акутагава говорил: "Что есть форма, что есть содержание? Как их можно отделять? Это как хлопок. Какая ладонь хлопает первой?" С этой точки зрения художественное произведение есть целостность.Источник - "Взаимопроникновение литературы и реальности в ХХ веке"
Точность цитирования - дословно
>>> Художественное произведение представляет собой сложный, многослойный, многоаспектный феномен, глубинный, подтекстовый (концептуальный) смысл которого невозможно передать только в логических понятиях. Структура художественного текста как 'единораздельная цельность' во всем ее потенциале моделирует собой доструктурную, структурную и сверхструктурную данность (А.Ф.Лосев).На основе доструктурного аспекта этой триады, включающего первичные жизненные ориентиры, ценности, впечатления того или иного писателя, начинается конструирование художественного произведения. Так, исходная модель мира А.С.Пушкина - это светлая, пластичная уравновешенная гармония Космоса. Хаотические, неясные, уходящие во мглу явления его не страшат, он надеется свести их на световую гамму своих основных восприятий. Ф.И.Тютчева, напротив, волнует предвечный Хаос, лежащий в основе мироздания, который он страстно ощущает в глубинах своей души и не может с ним справиться. Непосредственно структура художественного произведения есть упорядоченное множество языковых единиц, языковых знаков (в своем единстве и в своей раздельности), которое моделирует реальную действительность. Организующим, 'надмодельным' принципом этой структуры, ее исходным элементом, является идея, концепт, который представляет собой подтекстовый аспект художественного произведения, его сущностную характеристику. Она в своей основе выше всякого структурного оформления, трудно поддается логическому учету и формализации, составляет над-структурную данность и свидетельствует о том, что художественный текст не есть только структура. Неслучайно в древности художественное произведение трактовалось как нечто мистическое, магическое, божественное; в нем усматривалось сочетание рационального и иррационального.
Источник - Л.А.Голякова Динамика подтекста художественного произведения (сопоставительный аспект) (Тезисы)
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]