[ cодержание ]

Терминологии

[ шкловский виктор ]

Искусство
В статье "Тристрам Шенди" и теория романа" Шкловский писал следующее:
"По существу своему искусство внеэмоционально... Искусство безжалостно и внежалостно, кроме тех случаев, когда чувство сострадания взято как материал для построения. Но и тут, говоря о нем, нужно рассматривать его с точки зрения композиции, точно так же как нужно, если вы желаете понять машину, смотреть на приводной ремень как на деталь машины, а не рассматривать его с точки зрения вегетарианца".

Источник - Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века (2001)
Точность цитирования - дословно

Остранение

Шкловский в "Теории прозы" писал:
"Приемом искусства является прием "остранения" вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен.
Прием остранения у Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай как в первый раз происшедший".

Источник - Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века (2001)
Точность цитирования - дословно

Шкловский вводит понятие "остранение", т.е. превращения вещей из привычных в странные, что и составляет, по его мысли, основной закон искусства. Причем Шкловский даже прибегает, ссылаясь на Л.Толстого и независимо от Фрейда, к понятию бессознательного. Действия, становясь привычными, погружаются в бессознательное, и задача искусства состоит в том, чтобы извлечь их оттуда, заново предъявить нашему сознанию, но уже в качестве неузнаваемых, странных, на которых наше восприятие может долго задерживаться:
"Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими. Так, уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навыки.... И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством" (Виктор Шкловский. Искусство как прием, в его кн. О теории прозы. М., Федерация, 1929, 11-12)

Источник - Михаил Эпштейн Жуткое и странное Жуткое и странное: О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского
Точность цитирования - дословно

Разорванность формалистического (структуралистского) сознания

РАЗОРВАННОСТЬ ФОРМАЛИСТИЧЕСКОГО (СТРУКТУРАЛИСТСКОГО) СОЗНАНИЯ - В молодости стойкий формалист, опоязовец В.Шкловский итожит в 1938-м году: "Маркс писал Энгельсу 15 апреля 1869 года: "Сегодня случайно я нашел у себя два экземпляра "Племянника Рамо" ("Neveu de Rameau"). Шлю тебе один из них. Это неподражаемое произведение доставит тебе еще раз возможность насладиться им. Старый Гегель говорит о нем следующее: "Сознание, отдающее себе полный отчет в своей разорванности и открыто высказывающее это, является насмешкой над бытием, над исковерканностью целого и над самим собой. Это, так сказать, исчезновение этой исковерканности, все еще пока продолжающее оставаться заметным. Это сама себя разрывающая природа всех отношений и сознательный разрыв их: С одной стороны, возвращение к самому себе свидетельствует о пустоте всех вещей, о своей собственной пустоте. Это пустая надменность: Но, являясь возмущенным самосознанием, оно создает (видимо, опечатка и надо: "сознает" - А.А.) свою собственную разорванность, и благодаря этому знанию оно возвышается над ней: Достигается то, что обнаруживается смысл всякой части этого мира, о нем говорится весьма глубокомысленно и высказывается именно то, что он собой представляет".
Итак, в эпоху, когда в романе человек боролся за личную поэзию с прозой жизни, в эпоху буржуазного искусства разорванность сознания, возмущенное сознание было средством судить мир. Искусство запаздывает.
В первые годы революции пародирующее искусство имело право на существование. Но искусство формалистов не выражало новых отношений, а только пародировало старые. Поэтому мы не смогли создать подлинно великого искусства:
Эпохи отличаются друг от друга различием мироощущения.
Времена меняются, литература и искусство переживают время, которое их создало.
И если новый художник живет дыханием старого мира, если он пользуется новым только для воспоминаний старого, он становится формалистом (В.Шкловский "Разговор с друзьями" (1938) - В кн. В.Шкловский "За сорок лет" М.Искусство, 1965г., стр. 134-136).

Источник - Термины киносемиотики
Точность цитирования - дословно


Виктор Шкловский в Библиотеке Словаря:
Эпштейн Михаил Жуткое и странное: О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского (www.russ.ru) doc (69K) html
 


 

 

 

[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru