|
||
|
[
остранение ]
|
>>> Шкловский в "Теории прозы" писал:
"Приемом искусства является прием "остранения" вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен.Прием остранения у Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай как в первый раз происшедший". Источник - Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века (2001)
Точность цитирования - дословно
>>> Шкловский вводит понятие "остранение", т.е. превращения вещей из привычных в странные, что и составляет, по его мысли, основной закон искусства. Причем Шкловский даже прибегает, ссылаясь на Л.Толстого и независимо от Фрейда, к понятию бессознательного. Действия, становясь привычными, погружаются в бессознательное, и задача искусства состоит в том, чтобы извлечь их оттуда, заново предъявить нашему сознанию, но уже в качестве неузнаваемых, странных, на которых наше восприятие может долго задерживаться:"Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими. Так, уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навыки.... И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством" (Виктор Шкловский. Искусство как прием, в его кн. О теории прозы. М., Федерация, 1929, 11-12) Источник - Михаил Эпштейн Жуткое и странное Жуткое и странное: О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского
Точность цитирования - дословно
"Остранение" в Библиотеке Словаря:
Эпштейн Михаил Жуткое и странное: О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского (www.russ.ru) doc (69K) html
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]