|
||
|
[
пространство мифопоэтическое ]
|
>>> Нарастание сакральной отмеченности объекта по мере движения от периферии к той точке пространства, которая считается его центром.В горизонтальной плоскости Космоса пространство становится всё более сакрально значимым по мере движения к центру, внутрь, через ряд как бы вложенных друг в друга "подпространств" или объектов (типовая схема: своя страна - город - его центр - храм - алтарь - жертва, из частей которой возникает новый Космос); иногда в соответствии с этим пространство членится на серию всё более сужающихся концентрических окружностей, причём в пределах каждой из них все объекты обладают равной степенью сакральности. Центр же всего сакрального пространства отмечается алтарём, храмом, крестом, axis mundi, пупом Вселенной, камнем, мировой горой, высшей персонифицированной сакральной ценностью (или её изображением). И в этом случае сам центр становится тем источником, который во многих отношениях определяет структуру всего пространства ("сакрального поля"). В вертикальном разрезе Вселенной как наиболее сакрально отмеченная точка пространства обычно рассматривается небесный конец мыслимой "мировой оси", т.е. абсолютный верх (иногда он понимается как полярная звезда); сама же эта ось выступает в таком случае как шкала ценностей объектов, размещённых в вертикальном пространстве. В других случаях центр помещается там, где "мировая ось" входит в землю; в этом случае он совпадает с центром горизонтальной плоскости. В некоторых космологических системах говориться о трёх пространствах: верх, середина, низ. Вертикальная ось пространства наиболее чётко высвечивает иерархическую структуру объектов - покойники, души предков, демоны, злые божества (включая самого повелителя нижнего мира), хтонические животные - внизу; люди, животные - посередине; птицы, ангелы, высшие божества (включая главного бога), мифологизированные светила - вверху. Местом эпифании, удостоверяющим высшую его сакральность, обычно является центр горизонтальной плоскости - храм, мировое дерево, axis mundi. К этому центру пространства (где во время воспроизведения ритуала творения здесь-теперь соединяется с начальным актом, что возможно только в пространственно-временном центре (когда всё более сакрализующееся время в апогее как бы исчезает и сливается с трёхмерным пространством)) ведёт путь, образ связи между двумя отмеченными точками пространства в мифопоэтической и религиозной моделях мира. Путь, не совпадая с пространством, выступает как его квинтэссенция, его интенсифицирующая суммация, его линейный одномерный образ. Пространство определяется через совокупность путей, способных находиться в нём. Источник - Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура, М., 1983
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]