|
||
|
>>> ПАЛИНДРОМ [греч. - 'бегущий вспять', иначе палиндромон, перевертень] - фраза, построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя смысл, напр.: 'Я иду с мечем судия', 'Атака заката' и т. д. Более сложным видом П. (словесного, а не буквенного) является стихотворение по этому принципу, напр.:'Жестоко раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово,
Страданье
Глубоко-глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого виденья качает...
Молчанье. Ночное раздумье жестоко'(В. Брюсов).
Представляя одну из наиболее трудных форм графической словесной игры, П. появляется спорадически - в позднеантичной поэзии, в поэзии Барокко, в поэзии символистов.
Библиография: Брюсов В., Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфам и формам. Стихи 1912-1918, М., 1918.
Источник - Литературная энциклопедия
Точность цитирования - дословно
>>> Палиндром (греч. palindromos - бегущий обратно) - это текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу.
Русское название палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш).
Палиндромом может быть как слово, так и целая фраза или даже стихи, которые одинаково читаются слева направо, и наоборот.
Слова-палиндромы известны многим: казак, дед, шалаш, ротатор, наворован, комок, потоп, заказ, тут, летел, кабак, ищи, мадам...
Наиболее известным из палиндромов-фраз является классический перевертень "А роза упала на лапу Азора" А.А. Фета. Классикой жанра стали и многие другие палиндромы: Я иду с мечем, судия! (Г.Р. Державин), Аргентина манит негра (М. Булгаков), А луна канула (А. Вознесенский), Кит на море романтик; Торт с кофе - не фокстрот; Не гни папин ген; Лёша на полке клопа нашёл; И любит Сева вестибюли; Удавы рвали лавры в аду; А муза - раба разума?
Cовременых удачных палиндромов, невзирая на их огромное количество, не так уж и много. Вот некоторые из них: Ох и тихо!
Ишак - томен и нем: от каши!.. (willich)
Муза! Ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум (Д. Авалиани),
Нам боги много дали - лад, огонь, миг, обман (В. Невский).
А щи - пища? Я и ты - база бытия; Яд ем как мед я!
Иди, Сеня, не сиди! Йог Антип спит нагой! Весна - шанс Ев!
Гори, печурка, - круче пирог! Тут хорош сыр, крыс шорох тут.
Суперпалиндром - палиндром в виде таблицы; слово или фраза одинаково читаются по горизонтали и по вертикали в любом направлении. В виде квадрата написан по-латыни один из самых древних (IV в.) из известных палиндромов "Sator Apero tenet opera rotas", которому приписывали магические свойства, защищающие от злых духов. Фраза переводится как "Сеятель Арепо с трудом держит колёса".S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S
М И Р
И Л И
Р И М
Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но если посчастливится создать удачный и, что самое главное, не лишённый смысла маленький шедевр, ему будет суждена долгая жизнь, как образцового представителя этого удивительного жанра. Некоторые поэты-экспериментаторы пишут палиндромами целые стихи - палиндромоны - это уже вершина мастерства. Такие стихи, как правило, без рифм или построены на ассонансах. Рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно сложно. Вот несколько лучших образцов.
ел мясо лося, млея...
Рвал Эол алоэ, лавр.
Те ему: "Ишь! И умеет
Рвать!" Он им: "Я - минотавр!"
(В. Набоков)
Удав
Он же не нежно,
он даже не жадно,
он не жал блаженно,
он жал влажно,
нежа, важен,
манил, а глаза лгали нам...
(Борис Гольдштейн)В России палиндромоны (стихи-палиндромы) известны ещё ещё с 17 века. Тогда их называли не иначе, как "рачьи стихи" и слагать их было в большой моде.
Аки лев и та мати велика.
Аки лот и та мати толика.Но наибольшей пополярностью они пользовались в начале прош-лого века у поэтов-модернистов, наиболее видным из которых яв-ляется Велимир Хлебников. Результатом его опытов с палиндромической поэзией стало стихотворение "Перевертень" и целая поэма - "Разин".
Перевертень
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. - Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
(В. Хлебников)
Источник - Rifma.com.ru
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]