|
||
|
[
символизм ]
|
>>> Символисты:1) рассматривали действительность дуалистически, раскалывая её на мир внешних видимостей и мир внутренних идеальных сущностей; 2) разделяли опыт на внешний, эмпирический и внутренний, эзотерический; 3) различали два пути познания - логическое, казуальное познание, схватывающее внешние явления, приводящее их в порядок, и познание интуитивное, созерцательно-экстатическое, озаряющее глубины внутреннего опыта, постигающее духовную сущность мира; 4) признавали интуитивистический метод познания не только высшим [...], но и единственным творчески активным методом, который позволяет созидать "миры иные"; 5) видели в поэзии источник интуитивного познания, а в символе - средство реализации этого познания; 6) противопоставляли причинной связи символическую связь, видели в символизме универсальный способ связи таинственных запредельных сущностей с эмпирическим миром явлений, а в символизации - средство воплотить, "моделировать" внутренние переживания в образной форме чувственного мира; 7) считали символический образ "посредником" между сущностью и явлением, внутренним и внешним опытом и усматривали в символическом искусстве "осуществлённое двуединство" мира, т.е. "гармонически найденное созвучие" внешней действительности ("только подобие") и внутренней, мистически прозреваемой сущности; 8) провозглашали поэта носителем сокровенных переживаний, провидцем высшей действительности, избранником и магом, владеющим "ключами тайн". Символистская концепция поэтического языка: 1) в слове дана сущность мира - чудесное и таинственное единство мира чувственных проявлений и сверхчувственных откровений, и поэтому 2) познание - акт словесный, и, следовательно, язык призван играть важнейшую гносеологическую и даже онтологическую роль; 3) высшее, интуитивное, созерцательно-экстатическое познание предполагает особый язык и особое словотворчество, способные создать миры иные; 4) этот язык отличен от обычного, логического (это система тайных, иератических знаков и значений, система символическая и мифологическая); 5) символический язык - это попытка возродить на новой основе магическую, заклинательную роль слова, и в связи с этим звуковая сторона речи и её образность наделяются самостоятельным содержанием и собственной силой воздействия на мир; 6) основная задача символической поэзии состоит в "оживлении" слова; 7) нет символиста-поэта без символиста-читателя, ибо символический язык чужд "толпе" и понятен только избранным; 8) все вопросы поэтического языка вращаются вокруг проблемы символа. Символисты были озабочены созданием таких мировоззренческих предпосылок, которые позволяли бы находить в поэтической речи затаённый символический смысл (отсюда - теоретизирование, самоистолкование), воссозданием мудрости, утерянной в глубине веков. Источник - В. Гофман Язык символистов // ЛН, М., 1937, т.27-28
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]