[ cодержание ]

Алфавитный каталог: все термины Словаря

[ символизм ]

>>> Символисты:
1) рассматривали действительность дуалистически, раскалывая её на мир внешних видимостей и мир внутренних идеальных сущностей;
2) разделяли опыт на внешний, эмпирический и внутренний, эзотерический;
3) различали два пути познания - логическое, казуальное познание, схватывающее внешние явления, приводящее их в порядок, и познание интуитивное, созерцательно-экстатическое, озаряющее глубины внутреннего опыта, постигающее духовную сущность мира;
4) признавали интуитивистический метод познания не только высшим [...], но и единственным творчески активным методом, который позволяет созидать "миры иные";
5) видели в поэзии источник интуитивного познания, а в символе - средство реализации этого познания;
6) противопоставляли причинной связи символическую связь, видели в символизме универсальный способ связи таинственных запредельных сущностей с эмпирическим миром явлений, а в символизации - средство воплотить, "моделировать" внутренние переживания в образной форме чувственного мира;
7) считали символический образ "посредником" между сущностью и явлением, внутренним и внешним опытом и усматривали в символическом искусстве "осуществлённое двуединство" мира, т.е. "гармонически найденное созвучие" внешней действительности ("только подобие") и внутренней, мистически прозреваемой сущности;
8) провозглашали поэта носителем сокровенных переживаний, провидцем высшей действительности, избранником и магом, владеющим "ключами тайн".
Символистская концепция поэтического языка:
1) в слове дана сущность мира - чудесное и таинственное единство мира чувственных проявлений и сверхчувственных откровений, и поэтому
2) познание - акт словесный, и, следовательно, язык призван играть важнейшую гносеологическую и даже онтологическую роль;
3) высшее, интуитивное, созерцательно-экстатическое познание предполагает особый язык и особое словотворчество, способные создать миры иные;
4) этот язык отличен от обычного, логического (это система тайных, иератических знаков и значений, система символическая и мифологическая);
5) символический язык - это попытка возродить на новой основе магическую, заклинательную роль слова, и в связи с этим звуковая сторона речи и её образность наделяются самостоятельным содержанием и собственной силой воздействия на мир;
6) основная задача символической поэзии состоит в "оживлении" слова;
7) нет символиста-поэта без символиста-читателя, ибо символический язык чужд "толпе" и понятен только избранным;
8) все вопросы поэтического языка вращаются вокруг проблемы символа.
Символисты были озабочены созданием таких мировоззренческих предпосылок, которые позволяли бы находить в поэтической речи затаённый символический смысл (отсюда - теоретизирование, самоистолкование), воссозданием мудрости, утерянной в глубине веков.

Источник - В. Гофман Язык символистов // ЛН, М., 1937, т.27-28
Точность цитирования - дословно



  [ обсудить термин в форуме ]            

 

[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru