|
||
|
[
семиотический и семантический принципы ]
|
>>> СЕМИОТИЧЕСКИЙ и СЕМАНТИЧЕСКИЙ принципы. - В. Михалкович пишет: "Понятия языка и речи разрабатывались на материале словесном. Так как изображение и слово онтологически различны, исследователями делается вывод, что законы, по которым функционирует словесный язык, неадекватны системе изобразительных знаков и что обе системы кардинально друг от друга отличаются. По Э.Бенвенисту, ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА можем базироваться или на семиотическом, или на семантическом принципе. В зависимости от этого образуются типологически разные виды систем. Семиотический принцип реализуется в том случае, если СИСТЕМА состоит из ЗНАКОВ. Э.Бенвенист определяет знак через его функцию: "Роль знака заключается в том, чтобы пепрезентовать, замещать какую-либо вещь, выступая ее СУБСТИТУТОМ для сознания" (Э.Бенвенист "Общая лингвистика" М., 1974, с. 76). Являясь СУБСТИТУТОМ предмета, ЗНАК отсылает сознание воспринимающего к феноменам, существующим вне языка, к объективной реальности. Замещение реальных объектов есть главная черта СЕМИОТИЧЕСКОГО принципа. Примером системы, базирующейся на принципе СЕМАНТИЧЕСКОМ, является музыка. Музыкальная речь выстраивается из звуков, но каждый звук сам по себе не обозначает реальный объект. Э.Бенвенист подчеркивает: "В музыке нет единиц, непосредственно сопоставимых со "знаками" языка. Ноты упорядочиваются в рамках гаммы, в которую они входят в определенном числе как дискретные, обособленные друг от друга элементы:", а потому "обладают дифференциальной значимостью только внутри гаммы" (Там же, с. 79). Музыкант, комбинируя звуки, создает осмысленное высказывание, и, следовательно, "если рассматривать музыку как некий "язык", то это такой язык, у которого есть СИНТАКСИС, но нет СЕМИОТИКИ" (Там же, с. 80). Главное отличие музыкального языка от словесного заключается в том, что последний - это СИСТЕМА с означивающими единицами (отсылающими к внеязыковым объектам), а музыка - система с единицами неозначивающими. Однако в ней реализуется специфический способ означивания, "который порождается речью" (Там же, с. 80). Авторская речь делает значимым не отдельный элемент речевого потока - значение создается здесь целостным высказыванием. Подобный способ означивания образует существо семантического принципа" (В.Михалкович "Изобразительный язык средств массовой коммуникации" М., Наука, 1986г.). Источник - Термины киносемиотики
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]