|
||
|
[
художественная ("беллетризованная") биография ]
|
>>> Первоначально жанр художественной или 'беллетризованной' биографии ('biografie romancee') возник в 1910-1920-х годах в западноевропейской литературе в творчестве Л.Стрейчи, А.Моруа, С.Цвейга и вскоре завоевал широкую популярность. Всплеск биографизма в 1920 - 1940-е годы наблюдался также в советской литературе. При этом в советской литературе биография вылилась в форму 'исторического' или 'историко-биографического романа'. В таком определении жанра подчеркивалось значение исторической эпохи с ее закономерностями развития, в противовес 'беллетризованной биографии', в центре которой - частная жизнь отдельного человека. В романе при наличии документальной основы допускался вымысел, принципиально исключавшийся в жанре художественной биографии. Героями советских романов чаще всего становились революционеры, исторические деятели, но также и писатели - Грибоедов, Пушкин, Достоевский. В 1927 году вышла монография Г.О.Винокура 'Биография и культура'. В 1933 году в Советском Союзе была основана серия 'Жизнь замечательных людей', в 1939 - 1940 годах на страницах 'Литературной газеты' прошла дискуссия 'О биографическом жанре. Все это свидетельствует о широком распространении и популярности художественно-документальных жанров в советской довоенной литературе.
'Беллетризованная биография' - лишь один из жанров художественно-документальной литературы, к которой относятся также литературный портрет, мемуарный очерк, автобиография. Общие проблемы истории и теории художественно-документальной и мемуарной литературы разрабатывались Д.С.Лихачевым, Л.Я.Гинзбург, Ю.М.Лотманом. Конкретные художественно-документальные жанры изучались М.И.Андрониковой, Г.Елизаветиной. В.С.Бараховым и другими. В.С.Барахов подробно рассмотрел историю, специфику и поэтику жанра литературного портрета. В.С.Барахов предлагает очень широкое понимание жанра, сближая жанровые формы портрета и художественного жизнеописания. Такой подход кажется несколько неточным. Представляется возможным сделать выводы о сходстве и различиях между жанрами литературного портрета и художественной биографии, учитывая накопленный опыт современных литературоведческих исследований: 1. Произведения обоих жанров имеют документальную основу, но портрет чаще строится на личных воспоминаниях, а художественное жизнеописание, которое обращается к уже завершившейся жизни, - на основе документальных свидетельств других лиц. 2. Цель того и другого - создание целостного изображения индивидуальности человека, но в литературном портрете обычно воспроизводится облик уже сформировавшейся личности, а в жизнеописании - процесс постепенного ее становления. Это предопределяет различия в композиции произведений: жизнеописание подразумевает хронологически последовательное изложение событий жизни героя, которые образуют сюжет. Литературный портрет - это мозаика разрозненных впечатлений, в которой хронология вспоминаемых событий не обязательна. 3. И в том и в другом ощущается отношение автора к герою, при этом создается художественный образ, который содержит субъективное представление автора о герое. Литературный портрет и художественная биография соотносимы соответственно с очерком и романом.
Источник - Яркова А.В. И.С.ТУРГЕНЕВ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Б.К.ЗАЙЦЕВА (Авторефреат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук) - Санкт-Петербург, 1999.
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]