|
||
|
[
артэскейпизм ]
|
>>> Термином "артэскейпизм" (art - англ. искусство; escape - англ. бегство) мы обозначаем широкий круг социальных и индивидуальных феноменов, связанных с сознательным или бессознательным уходом от художественного творчества, а также с любым сопротивлением по отношению к образному освоению действительности, художественной деятельности и - шире - виртуальности. Артэскейпизм как "бегство от искусства"- прямая противоположность панэстетизму - "бегству в искусство".
Примеры артэскейпизма многочисленны. Так, П. Мериме в последний период жизни (более 20 лет) почти не занимался художественным творчеством. А. Рембо после 18 лет не написал ни одного художественного произведения. Возможно, артэскейпизмом объясняется уход из литературы У. Шекспира за несколько лет до смерти. Это примеры полного или почти полного разрыва с художественной деятельностью. Разрыв может быть ограничен какой-либо определенной сферой, жанром. Так, Э. Рэдклиф после бурной романной деятельно-сти в течение 6 лет внезапно оставила ее и больше никогда к ней не возвращалась. Д. Россини последние 30 лет жизни не писал опер, притом что и в целом резко снизил музыкальную продуктивность. Разрыв может носить временный характер (например, у Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого). Многие писатели начинают свою деятельность со стихотворных форм, впоследствии полностью от них отходя (В. Скотт, Н. В. Гоголь, О. Бальзак, И. С. Тургенев, М. Метерлинк, М. Пруст, А. Франс). Другие, более мягкие формы артэскейпизма - резистенция (сопротивление), ретардация (замедление, затруднение) художественной деятельности. Они свойственны, например, Э. Ростану в период почти десятилетней работы над "Шантеклером", творчеству О. Уайльда 1890-х годов. Резистенция и ретардация могут также носить ограниченный характер, как в случае с Ф. Кафкой, не закончившим ни одного из романов. Ретардация (как частный случай гетерохронии) может обернуться своей противоположностью - акселерацией (ускорением), проявляющейся в резком увеличении литературной продукции при сознательном понижении ее качества ("бульварные романы" О. Бальзака, "литературная индустрия" А. Дюма, Э. Скриба, авторов произведений "массовой литературы").
Артэскейпизм нередко носит бессознательный характер, вероятно, становясь одной из причин (хотя, очевидно, не единственной и не основной) самоубийств (Т. Чаттертон, Г. фон Клейст, Ж. де Нерваль, Д. Лондон, В. В. Маяковский), сумасшествий и психических заболеваний (И. В. Гете, К. Н. Батюшков, Р. Шуман, Г. Гессе), спровоцированных несчастий, ссор, общественных скандалов (М. Ю. Лермонтов, П. Верлен, О. Уайльд), травм и преждевременного старения (распространено среди артистов балета, музыкантов), затворничества (А. де Виньи, Д. Сэлинджер) и т. д.
Артэскейпизм может не только быть персональным свойством, но и становиться масштабным социокультурным феноменом, характерным для целых эпох, направлений (Просвещение, структурализм) и даже окрашивающим целые культуры (например, западные, в отличие от восточных). Среди различных видов искусств он в первую очередь связан с искусствами словесными. Такая масштабность артэскейпизма требует объяснения этого феномена. Его индивидуальные проявления в большой степени могут быть раскрыты в рамках учения З. Фрейда о сопротивлении (Widerstand), развитого в таких работах, как "Исследования истерии", "Анализ конечный и бесконечный", "Торможение, симптом, страх" и др. Очевидно и влияние завышенной (заниженной) самооценки или повышенного общественного ожидания, что требует реального подтверждения и вызывает разрыв, резистенцию или гетерохронию (Ф. Петрарка, П. Корнель, О. Уайльд, М. А. Шолохов, Д. Сэлинджер, Ф. Феллини). Социологический подход позволит осознать артэскейпизм в его массовых проявлениях. Тезаурусный подход, связанный, в частности, с определением соотношения в тезаурусе системно-логической и образной составляющих, должен дать ключ к культурологическому осмыслению артэскейпизма.
Источник - Луков В.А. Артэскейпизм
Точность цитирования - дословно
[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]